С момента рождения ребенок проходит несколько обязательных стадий развития, которые оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие высших психических функций, таких как : память, внимание, мышление, восприятие и речь.
Одним из самых важнейших этапов развития является период от рождения до 1-го года. В этот этап ребенок должен в норме проходить следующие стадии:
Если ребенок проходит последовательно по всем этапам двигательного развития, то он научается правильному пространственному восприятию.
Наличие таких отклонений в стадиях развития как:
Приводят к тому, что нарушаются стадии нормального развития ребенка (дизонтогенез).
Поскольку движения очень тесно связаны с речью, то если искажается двигательная сфера -искажается и речевое развитие. Перечисленные выше проблемы приводят к последующим трудностям в освоении грамматики речи, правильного восприятия речевых конструкций, причинно-следственных связей и пространственных отношений.
Как следствие, дизонтогенез двигательной и речевой сфер приводят и нарушениям в сфере эмоций: ребенок либо часто бывает перевозбужденным, либо наоборот, медлительным и вялым, его эмоциональные реакции не соответствует ситуации и т.д.
Возможные проблемы при дизонтогенезе:
проблемы с памятью;
Ходит на цыпочках
Гипо/гипертонус
- снижение внимания при выполнении задания;
- проблемы с усвоением учебного материала;
- зеркальное письмо (пишет буквы наоборот);
- нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»);
- плохая координация, неуклюжесть;
- излишняя активность либо медлительность;
- плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет);
- леворукость;
- тики, заикание, навязчивые движения;
- отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;
- быстро наступает усталость;
- желание заниматься в основном только тем, что интересно;
- частые головные боли;
- частый плач, проблемы со сном, аппетитом;
- проблемы в поведении, в отношении со сверстниками.
Те функции и навыки, которые должны быть сформированы в младенчестве и по каким-то причинам не сформировались, не могут скомпенсироваться самостоятельно в более старшем возрасте и поэтому требуют специальных занятий.
Нейропсихологическая коррекция - это ряд специальных психологических методик, призванных стимулировать все зоны головного мозга для развития несформированных навыков и функций. Во время занятий с нейропсихологом ребенок заново поэтапно проходит все стадии развития для замещения недостающих звеньев. Поскольку мозг ребенка довольно пластичен, то возможно перестроить неправильно сформировавшиеся связи в нем и выстроить новые, а также задействовать компенсаторные механизмы. Данные занятия помогают ребенку в дальнейшем самостоятельно выстраивать свою учебную деятельность и контролировать свое поведение.
Нейропсихологическая коррекция показана детям с такими нарушенными развития, как:
Наличие сложностей в обучении, вызванных психологическими причинами (неврозы, дезадаптация, стрессовые расстройства, особенности личности и др.)
Нейропсихологическая коррекция назначается после прохождения нейропсихологической диагностики, которая выявляет слабые звенья в развитии ребенка. Без диагностики невозможно выстроить дальнейший план занятий с ребенком.
Нейропсихологическая коррекция проходит как в форме игровых занятий, так и в форме различных двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений и упражнений на развитие речи и артикуляции.
Основным фундаментом при разработке коррекционных программ является «метод замещающего онтогенеза».
Детям до 12 лет рекомендованы занятия 2 раза в неделю, а с 12 лет- 1 раз в неделю.
Нейрокоррекционные занятия обязательно должны сопровождаться ежедневными занятиями дома для закрепления результата.